пятница, 7 декабря 2012 г.

Сабауд Трирский

святитель, архиепископ (+ 614 год, не исключается и 620 год).

Празднуется: 26 ноября (09 декабря)

Латинское написание:
Sabaudus von Trier, Sebaldus, Sabandus

В туманной толще времени едва угадываются святая жизнь и духовные подвиги святителя Сабауда. Господь оставил так мало свидетельств, что приходится только догадываться о трудностях божественного восхождения епископа Сабауда к небесному Иерусалиму.

Следует признать, что святой Сабауд был выходцем из Бургундии. Об этом косвенно свидетельствует его необычное для европейского уха имя, бывшее распространённым именно в землях исторической Бургундии.

Возвышение по церковной линии происходило в то жуткое смутное время, когда короли отдельных частей Галлии отчаянно боролись за главный франкский меровингский трон, проливая море крови и без особых колебаний приказывая убивать всех неугодных, и в первую очередь тех, кто претендовал на трон, то есть детей. По некоторым сведениям, святой Сабауд был ставленником престарелой королевы Брунегильды, которую весьма сильно ненавидела франкская знать, что привело в конце концов к умерщвлению всех её детей, а сама королева была схвачена, привязана к хвосту необъезженной кобыли и растерзана на куски под её острыми копытами.

Смутное время закончилось в 613 году воцарением Хлодвига II, противника Брунегильды. Трудно сказать, как пришлось пережить это время святому Сабауду, но, по-видимому, время это было совсем не сладким. Спасали святые дела во имя церкви, слёзы пред Господом за простой бедствующий верующий народ, да высокий пост великого архиепископа Трирского.

Известно, что в октябре 614 года Хлотарь II созвал в Париже поместный духовный собор, получивший название Пятого парижского синода и в его заседаниях принял участие трирский святитель Сабауд. Об этом свидетельсвует его личная подпись под итоговым официальным документом, названным эдиктом Хлотаря II. Собор проходил в церкви Петра и Павла и в нём участвовало 79 епископов и 18 светских магнатов. Деяния собора предписывают свободу церковных выборов (за некоторым исключением). Духовным лицам запрещается отдаваться под защиту всех без исключения светских лиц (включая и короля). Собор утвердил полный судебный иммунитет священнослужителей, запретив любое светское вмешательство в дела священников. И даже в случае тяжб между церковными и светскими властями, между светскими и духовными лицами, преимущество юрисдикции устанавливается на стороне епископского суда. Светский судья не имеет права арестовать клирика без ведома правящего епископа. Во всём этом подчёркиваются и утверждаются сословные привилегии духовенства.

Образование и наука переходят под контроль Церкви.

Собор принимает чрезвычайно важное решение, призванное оберегать имущество церкви и её служителей. В частности, под церковный контроль подпадает личное имущество умерших клириков в период до оглашения их завещания. Соборным решением запрещается посягательство светской знати на имущество епископов. Что же касается посягательств на пожертвования, полученные Церковью, то участники высказались за церковное отлучение виновных. Именно Парижский собор заложил в Галлии основы церковного иммунитета.

Одновременно церковь пытается бороться с присущей ей тогда некоторой греховной избыточностью. Так, например, епископам запрещено произвольно выбирить своих "заместителей". Запрещён и такой собственно церковный грех, как симония.

Светские статьи эдикта включают ряд уступок в пользу народа и особенно знати со стороны королевской власти. Запрещается осуждение на смерть без выслушивания обвиняемого, если только преступник не схвачен на месте преступления. Судьи и графы назначаются лишь из числа лиц, живущих в данной местности и имеющих в ней собственность, что отдаёт эти должности в руки землевладельческой знати и приводит к наследственности и устойчивости землевладения. Король обещает не нарушать своими грамотами законных прав, не принуждать вдов и девушек к браку без их согласия; отменяются вновь установленные налоги. Собор запрещает инцест. Даже оговариваются такие частные вопросы, как запрет на выпас королевских свиней в лесах церкви и частных лиц без позволения владельцев. Подтверждаются все ранее состоявшиеся пожалования, в том числе законным владельцам возвращаются имения, потерянные ими во время смут.

Представители иудейского вероисповедывания лишаются права нести государственную службу, то есть занимать общественные должности, поскольку государство является христианским. Даже если король по своим личным или государственным соображениям решит предоставить человеку, исповедывающему иудаизм, государственную должность, отныне последний вместе со всей своей семьёй подлежит беспрекословному и обязательному крещению.

В одном из решений парижского собора явно прослеживается воля трирского архиепископа Сабауда, направленная на установление более "демократического порядка" в державе - предоставление права Бургундии выбирать себе палатного мэра (майордома). Укрепление местной власти в некоторой степени предупреждает от злоупотреблений высшими должностными лицами государства и Церковь привествует такое решение.

Почему стоило столь подробно останавливаться на деяниях Пятого парижского собора? Только потому, что за многими (вероятно, не всеми) его положениями стояла и воля трирского святителя Сабауда, а принятые решения укрепляли церковную власть в Галлии и способствовали дальнейшей христианизации местного населения...

По отшествии ко Господу, имя святого святителя Сабауда не стёрлось со страниц священной истории человечества и было подтверждено последующей канонизацией, оно также упоминается в более позднем календаре празднований от 1345 года, а теперь и в списках святых, которым (пока сугубо) молятся православные верующие.

Святителю Христов Сабауде, моли Бога о нас.

Тропарь святителя Сабауда, епископа Трирского, глас 4:

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина, / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче священноначальниче Сабауде, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак святителя Сабауда, епископа Трирского, глас 2:

Божественный гром, труба духовная, / веры насадителю и отсекателю ересей, / Троицы угодниче, / великий святителю Сабауде, / со Ангелы предстоя присно, // моли непрестаннно о всех нас.

Величание:

Величаем тя, / святителю отче Сабауде, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.

Представлено:
чтец Алексей Потупин
23-24 ноября (06-07 декабря) 2012 года
Дюссельдорф-Бенрат

Назад, на главную страницу сайта "Православная Германия"
Назад, в блог "Воскресные святые, в землях германских сияющие"

Комментариев нет:

Отправить комментарий